Школьная тревожность (беседа)

Уважаемые родители, предлагаю сегодня немного понаблюдать за вашим ребенком, младшим школьником, в «естественных условиях» для него.

Вот он на школьном дворе встретил товарищей, вот уже что-то с жаром обсуждает, смеется, вот хватает портфели и на перегонки  бежит по школьному коридору в класс.

У нас есть несколько минут до звонка, давайте и мы проследуем за нашим ребенком в класс.


Обычная картина: приветственные крики, смех, суета. Вот кто-то старательно рисует на доске, вот кто-то не менее старательно стирает с доски. Кто-то достает учебник, кто-то роняет ручки, кружится вокруг парт. Класс как единый организм в одном ритме успешно борется с тишиной и спокойствием. На первый взгляд…

Приглядитесь, вот входит еще один ученик. Он напряженно вглядывается во все окружающее, смущенно, тихо здоровается и неловко втискивается за парту. Со стороны можно подумать, что он ожидает каких-либо неприятностей, подвоха. Это тревожный ребенок. Его отличает чрезмерное беспокойство.

Такие дети ощущают себя беспомощными, незащищенными. Все новое – игры, ситуации, действия, вызывают опасения, страхи, неуверенность. Они боятся даже не самого события, а предчувствия и постоянно ищут поощрения, одобрения взрослых.

С точки зрения психологов, школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, он неуверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен ко всему».

Как возникает тревожность? Каковы главные причины ее появления?

На этот вопрос нет однозначной точки зрения. Но большинство ученных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин заключается в нарушении детско-родительских отношений.

Психологи считают, что тревожность находит свое развитие при наличии у ребенка внутреннего конфликта, который вызывают:

1.     Противоречивые требования, предъявляемые ребенку родителями. Ребенок постоянно находится в «ситуации неопределенности». Одни и те же его действия могут вызвать как похвалу, так и порицание.

2.     Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Часто можно наблюдать, как родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником. Дома не могут и не хотят мириться с тем, что сын или дочь получают не те оценки, которых они ожидали. В некоторых семьях, за год до школы создается нездоровый ажиотаж вокруг учебного процесса. Эта озабоченность передается и детям. Родители водят ребенка к многочисленным учителям, долгими часами выполняют с ними учебные задания. Такой ритм истощает физические и духовные силы ребенка. Желание учиться пропадает, появляется озабоченность по поводу предстоящего обучения. Такие дети чаще болеют, становятся плаксивыми, капризными.

3.     Авторитарный стиль родительского воспитания еще один способ вырастить тревожного ребенка. Давление, угрозы, необоснованная строгость, педантичность не способствуют внутреннему спокойствию ребенка.

4.     Повышенный фон тревожности взрослых. Он формируется на базе общей неудовлетворенности работой, жилищными условиями, материальным положением, беспокойством за здоровье и жизнь близких и т.д.  – все это взращивает тревожность ребенка, тем более, что причины беспокойства родителей ребенок не понимает.

Рекомендации родителям для профилактики тревожности у детей

1.    Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2.     Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.    Учитывайте возможность детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом  дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.    Доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте таким, какой он есть.

5.    Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

И самое важное:

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

 

Нижний модуль

 

     

 

 

   

 

 

       

 

     

 

     

 


 
    
 

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

666014 Россия, Иркутская область, 

Шелеховский район

п.Большой Луг ул. Клубная, 24

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда

МКОУ ШР "НШДС №10"

  8 (395 50) 7-35-47

Наш контактный телефон