ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет.
Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; просит вас рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает со взрослыми телепередачи. дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова, иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.
Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание на овладение важными для школьного обучения умениями. По мнению известного американского психолога и врача Глена Домана, чтение — самое главное умение, поскольку на нём основывается образование ребёнка.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.
Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности от личности ребенка; отношения к книгам; отношений с родителями и педагогами; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного опыта; уровня развития устной речи. Все это является результатом физического, умственного, эмоциональноволевого и социального развития ребенка. Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него з начат.
Иногда родители советуются с педагогами: готовить ли ребенка к школе, как это делать и учить ли малыша читать? Порой мнения педагогов разделяются. Одна часть учителей настаивает на специальной подготовке детей к школе, зная, что это облегчит дальнейшее обучение. другая часть учителей советует родителям воздержаться от этого, так как неумелое обучение может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считается возраст 4 — 5 лет, так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.
Многие известные российские и зарубежные исследователи — считают, что в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Очень большое значение для процесса обучения имеет родительское отношение и родительский подход. Познание — это величайшая радость, интересная развивающая игра. Основной принцип обучения:
обучение чтению без принуждения. Родители и дети должны испытывать радость и удовольствие от совместной деятельности. для организации среды, благоприятной для обучения детей чтению в домашних условиях, советуем придерживаться следующих рекомендаций.
Подавайте пример детям, читая книги, газеты, журналы. Время от времени водите их в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и студентов. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка было достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр. Регулярно читайте вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками. При отборе материала для чтения учитывайте интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках. Используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном. для содержательного общения с ребенком устраивайте экскурсии, прогулки, выходы в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное, это развивает речевое общение. Способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы. Сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляеыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке.
Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми. Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др. Во время занятий обстановка должна быть спокойной.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл письменного текста. В связи с этим мы рассматриваем обучение дошкольника чтению как фундамент его будущей грамотности.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. А большую часть интересной информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг. Только в обстановке, способствующей интеллектуальному и нравственному развитию, может вырасти увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Перед вами анкета из книги Джеральдины Чейпи «Готовность к школе», работа с которой позволит определить готовность вашего ребенка к чтению.
Анкета по готовности ребенка дошкольного возраста к чтению
Способности ребенка |
да |
иногда |
нет |
Развитие познания |
|
|
|
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый/левый, большой/маленький; в/из)? |
|||
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации (вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут)? |
|
|
|
3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории? |
|
|
|
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? |
|
|
|
5. Может ли ребенок назвать большинство за- главных и строчных букв алфавита? |
|
|
|
Базовый опыт ребенка |
|
|
|
6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? |
|||
7. Был ли ребенок в библиотеке? |
|
|
|
8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, деревне, музее? |
|
|
|
9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? |
|
|
|
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-либо увлечение? |
|
|
|
Языковое развитие |
|
|
|
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? |
|||
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? |
|
|
|
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? |
|
|
|
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? |
|
|
|
15. В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? |
|
|
|
16. Четко ли ребенок выговаривает слова? |
|
|
|
17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? |
|
|
|
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле? |
|
|
|
Уровень эмоционального развития |
|
|
|
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? |
|||
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? |
|
|
|
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? |
|
|
|
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? |
|
|
|
Общение |
|
|
|
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? |
|||
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? |
|
|
|
25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая? |
|
|
|
Физическое развитие |
|
|
|
26. Хорошо ли ребенок слышит? |
|||
27. Хорошо ли он видит? |
|
|
|
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? |
|
|
|
29. Развиты ли у него моторные навыки, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? |
|
|
|
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? |
|
|
|
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим? |
|
|
|
Зрительные способности |
|
|
|
Зрительное различение 32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, не похожую на остальные)? |
|||
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (например, б/п, кот/год). |
|
|
|
Зрительная память 34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? |
|
|
|
35. Узнает ли ребенок написанными свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни. |
|
|
|
Зрительное восприятие 36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? |
|
|
|
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо? |
|
|
|
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? |
|
|
|
39. Может ли ребенок рассказать по картинке: сформулировать главную мысль, проследить связи? |
|
|
|
Слуховые способности |
|
|
|
Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух. 40. Может ли ребенок рифмовать слова? |
|||
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес? |
|
|
|
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? |
|
|
|
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? |
|
|
|
Отношение к книгам |
|
|
|
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? |
|
|
|
45. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? |
|
|
|
46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
|
|
|
|
На основе собственных наблюдений проанализируйте результаты и сделайте выводы, над чем следует поработать? Что следует учесть для организации игр — занятий дома? домашняя обстановка должна быть благоприятной, позаботьтесь о том, чтобы ребенка ничего не отвлекало, самочувствие Вас и ребенка должно быть хорошим, бодрым. В состоянии усталости, раздражения, дискомфорта не начинайте занятие.
для занятий рекомендуем оборудовать место: поставить стол и стул по росту ребенка, предусмотреть хорошее освещение; для пособий и материалов нужна полочка. В своем уголке за порядок отвечает ребенок. Надо дать ему возможность заниматься на своём рабочем месте, когда он пожелает.
Приготовьте все нужное для занятий: цветные карандаши, два мягких простых карандаша, линейку, две тетради в клетку, кассу букв, азбуку. В одной тетради ребенок пишет и рисует со взрослыми. Вторая тетрадь предназначена для самостоятельных занятий в свободное время. «уроков» в этом возрасте не задают, но по собственному желанию ребенок может рисовать, писать, повторять упражнения, выполненные вместе со взрослыми, во второй тетради. Из разрезной азбуки ребенок берет буквы по мере их изучения. Известные ему буквы он хранит в кассе букв. Поддерживать порядок в кассе нелегко. С первых занятий поручите ребенка содержать кассу букв в порядке. Кассу можно приобрести или изготовить самим. для занятий в первом полугодии 20 букв вполне достаточно. На каждом кармашке напишите буквы в порядке их изучения. Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения. Познакомьте ребенка с книгами, по которым вы с ним будете заниматься. Обратите внимание на иллюстрированные обложки, занимательные рисунки в книгах, первую и последнюю страницы.
Оптимальная продолжительность занятия со старшим дошкольником — 20-30 минут. Следите за настроением ребенка, его активностью и постарайтесь, не дожидаясь спада его интереса, закончить занятие—игру, пообещав через некоторое время ее возобновить. Такой микроурок с дошкольником в домашней обстановке должен проходить динамично, на эмоциональном подъеме, по возможности весело. Познавательный интерес и активность ребенка во многом зависит от настроения взрослого и манеры работы с учебным материалом. Всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить свой подход. Вводите новый материал: игры, игровые приемы, занимательные упражнения, чтобы удовлетворить природное любопытство, познавательные потребности ребенка. Занятия в игровой форме должны проводиться регулярно, хотя иногда бывает необходимо отложить их на некоторое время. Работа с детьми проводится поэтапно с последовательным решением задач обучения. Условно в ходе обучения чтению можно выделит три периода: подготовительный, буквенный и послебуквенный (заключительный).
В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового строя речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Подготовка к обучению чтению направлена на формирование ориентировки у детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим подготовительный период успешно учиться чтению и в дальнейшем осваивать русский язык.
В подготовительный период желательно реализовать следующие задачи:
1. Развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.
2. Научить ребенка составлять предложения с данным количеством слов (в два-три слова и более) по картинкам, иллюстрациям.
З. Научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность.
4. Научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?
5. Научить ребенка расчленять слово на слоги, выделять слоги из слов, определять ударный слог.
6. Научить ребенка выделять звук из слова и слога, опираясь на слуховое восприятие.
В работе с четырехлетними детьми можно ограничиться определением только первого звука в слове. С пятилетними детьми ведется работа по определению места звука в слове (начало, середина, конец).
7. Научить старших дошкольников (с 5 лет) пользоваться моделями (схемами) слов.
8. Научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Буквенный период — самый ответственный период в обучении чтению, в течение которого ребенок должен усвоить правильный прием чтения по слогам без названия букв. К концу подготовительного периода дети узнают несколько букв. В буквенный период они знакомятся со всеми буквами. Параллельно с чтением дети овладевают письмом. В подготовительном периоде дети учатся отыскивать рабочую строку в тетради, правильно держать карандаш и ручку, правильно сидеть за столом во время занятия, обводить, штриховать, рисовать орнаменты и бордюры, писать буквы печатного шрифта.
Занятия по обучению чтению желательно проводить в русле общего речевого развития детей. Предметом изучения является слово как единица языка, объединяющее звучание и значение. Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребенка слова от предмета. Неспособность отделения слова от предмета проявляется в ответах, подобных этому:
— какое слово длиннее: КОТ или слово КОТЕНОЧЕК?
— Конечно, КОТ!
Освоение ребёнком понятия «слово» — одна из важных задач его языкового развития. Попробуйте доказать ребёнку, что предмет и слово, его называющее, — это ни одно и то же.
Возьмите в руки мяч или какую-нибудь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий, гладкий, шарообразный. С ним можно поиграть, подбрасывать и ловить, ударять об пол. Мяч подпрыгнул несколько раз по полу и куда-то укатился... Его нет. Осталось только слово «мяч». Можно ли со словом произвести все те действия, которые мы проделываем с предметом- мячом? Нет. Что можно сделать со словом? Слово можно услышать, произнести, выложить из букв, прочитать, написать.
Проведите с детьми подобные наблюдения-опыты с предметами и словами. Объясните, что слово называет предметы и явления окружающего мира (дом, дерево, человек, ночь, весна, дождь), свойства и качества предметов (упругий, тяжёлый, стеклянный, высокий), действия и состояния (бежать, пить, умываться, смеркается, нездоровится).
Попросите детей назвать различные слова и объясните значение этих слов. Учите детей отвечать на вопросы одним словом:
Кто это? Что это? Что делает (делал, сделал)? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Упражняйте детей в составлении словосочетаний и предложений с заданным словом. Используйте игрушки, картинки, фишки. (Задание: выложить в строке столько фишек, сколько произнесено слов). Составляя предложения, покажите, что они могут произноситься с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, повествовательной. дети должны усвоить, что предложения выражают законченную мысль, научиться составлять предложения с различными заданиями (о предмете, по картине, на заданную тему, с заданными словами).
В ходе занятий по чтению следует изучать не только отношение между звуком и буквой, но и решать лингвистические задачи. Лингвистическое содержание занятий позволит расширить языковой опыт детей, подготовить их к освоению лексики, грамматики, орфографии. Рекомендуется работа в занимательной форме с синонимами, омонимами, антонимами, многозначными и однокоренными словами.
Если дети освоили понятия «слово», «предложение», можно переходить к знакомству со звуками, слогами, буквами. Покажите ребёнку, что мир полон звуков — живых и неживых (пение птиц и рокот машин, кваканье лягушек и грохотание грома...). Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг. Вместе с детьми слушайте и определяйте звуки природы, погоды, дома, улицы, магазина, леса, сада... и обозначайте их словом. Сформированные слуховое внимание, память, способность к тонкой слуховой дифференциации неречевых звуков — важные условия освоения звукового анализа слов. Будьте внимательны к произнесению звуков в речи ребёнка. Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания», — так определял К.д. Ушинский значимость правильного звукопроизношения и развитого фонематического слуха для освоения грамоты, орфографии.
Особое внимание на занятиях по обучению чтения уделяется дифференциации (различию) гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Это важно для дальнейшего изучения орфографии. Обучение осуществляется в определенной последовательности: изучению букв и освоению техники чтения предшествует языковое обучение. Ребенок должен владеть общими знаниями о структуре языка, которые могут стать в дальнейшем основой системы лингвистических знаний и умений ученика. Основная цель обучения — сформировать осознанное отношение к языку.
Принцип последовательности находит отражение в содержании занятия с ребенком. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме: сначала более легкие гласные: А, У, О; затем согласные: К,Т,П,М. К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения:
И,Е,,Ю,Я,Ч,Ц,Щ,Ф,Ь,Ъ. Начните работу с наблюдения над составом слов, проведите игру «Живые звуки». Попробуйте втроём громко одновременно произнести звуки:
[к], [т], [о]. Легко ли разобрать произнесённое слово? Произнесите поочередно звуки [к], [о], [т]. Какое слово услышали? Произнесите звуки по-другому: [т], [о], [к]. Какое слово получилось? Измените последовательность звуков: [к], {т], [о]. Вы слышите вопрос? В ходе таких игр-наблюдений у детей формируется понятие «речевой звук». дети усваивают, что слова состоят из звуков, которые произносятся один за другим в определённой последовательности, звуки в слове можно сосчитать, услышать, произнести, определить последовательность, место звука в слове. Начните знакомство с гласным [а], буквой А. Чётко и протяжно произнесите звук [а], определите положение органов речи. Предложите ребёнку послушать слово, произнесите вслед за взрослым и послушать себя, затем назвать первый звук в слове «аист» («Аня», «арфа»). Вспомните ещё слова, начинающиеся со звука [а]. Проведите игры на слуховое внимание: дети повторяют за взрослыми из цепочки звуков выборочно только звуки [а], из цепочки слов — слова, начинающиеся со звука [а].
Знакомство с буквой должно быть занимательным:
«А» — начало алфавита, Тем она и знаменита, А узнать её легко:
Ноги ставит широко!
А. Шибаев
Ребёнок определяет, на что похожа буква «А», изображает её на себе движениями рук и ног, с помощью пальцев, конструирует её из различных материалов: палочек, мозаики, полосок бумаги, пластилина, ниток, проволоки... Определяется количество элементов буквы, их расположение. При знакомстве с буквой опирайтесь на несколько органов чувств и используйте в работе с ребёнком слух, зрение, проговаривание, движение. Ребёнку легче запомнить букву и воспроизвести потом её образ, если он сначала обведёт крупную букву пальцем, нарисует прутиком на песке, пальчиком на стекле, найдем её в кассе букв и напишет в тетради. В комнате ребёнка можно развесить карточки-картинки, названия которых начинается с этой буквы и саму изучаемую букву. В игровой форме аналогичная работа проводится с гласными [у], [о] и согласными [м], [т], [к]. Первыми рекомендуется вводить буквы, часто встречающиеся в русском языке, простые по начертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга. В начале обучения не следует вводить названия букв: «эм», <пэ», «эр», «эс». Буква называется, как звук [м], [п], [р], [с]. Этот приём облегчит осмысление читаемых слов при побуквенном чтении и слогослияние. Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов, научиться их читать и освоить приём слияния звуков-букв в слоги: мама, кот, ток, ум, мак, так, маки, комок, каток и др.
Использование игровых приёмов, забавных стихов, загадок, рисования, лепки, конструирования в работе со словом, его звукобуквенным составом облегчает запоминание букв и освоение послогового чтения. Предлагаем взрослым неназойливо проверять, как ребёнок запомнил буквы, при этом замечания следует делать с юмором, доброжелательно. Будьте терпеливы, развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, вместе радуйтесь успехам, даже небольшим. Ищите вместе изученные буквы в заголовках газет, названиях книг, объявлениях и т.п. Предлагайте ребенку «задания ловушки», требующие найти ошибку, исправить, восстановить искаженно написанные буквы и слова.
Слоговой анализ и синтез — важная ступень ознакомления дошкольника со звуковой стороной слова, необходимая в обучении чтению. Главное, чтобы дошкольник осознал принцип слогового строения слова. В обучении эффективны приёмы:
<прошагивание», «отстукивание», «прохлопывание слов», — позволяющие усвоить их слогоритмическую структуру. Используются графические схемы и символические изображения слогов, игры на преобразование слов путем наращивания и усечения слогов. В освоении слоговой структуры слов важнейшим моментом является вычленение ударного слога. Дошкольники учатся выделять ударный гласный звук, ударный слог. Дети убеждаются в значении ударения для понимания смысла слов (ирис — ирис, стрелки — стрелки), различения грамматических форм (море — моря), для правильного произношения слов (магазин — магазин). Умение слышать ударный гласный звук и ударный слог необходимо для последующего освоения орфографических правил, например правила написания безударных гласных в слове.
Выполняя упражнения и играя в слова, дошкольники узнают, что такое «слог», что слоги в слове, как и звуки, расположены в определенной последовательности. Дети выделяют ударный слог, определяют количество слогов в слове, сравнивают слова по слоговому составу,
преобразовывают слова за счет наращивания, усечения и перестановки слогов, находят первый, второй, третий слоги в слове, определяют звуковой состав слога. Дидактические задачи следует ставить перед ребенком посильные, в порядке их последовательного усложнения, желательно в игровой, интересной для ребенка форме.
В работе над слоговым анализом и синтезом требуется определенная последовательность: сначала предлагаются слова, состоящие из одного или двух слогов: А-У, КОТ; МА-МА; затем количество слогов в составе слов увеличивается:
МА-ЛИ-НА; появляются слова с закрытыми слогами: БУК-ВЫ, ДУ-БОК.
После ознакомления со звуком и буквой И ребенок осваивает понятие о мягкости согласных звуков в таких словах, как НИНА, КИТ, НИТКИ.
Рекомендуем широкое использование дидактической (учебной) игры как переходной формы занятий от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию у старших дошкольников в недрах игры учебной деятельности как развертывания системы учебных задач. Правильно организуйте занятия, избегайте однообразия в работе и перегрузок.
Занятия с ребенком желательно проводить в форме совместной работы, сотрудничества, в котором взрослый выполняет роль не учителя, а старшего, более опытного товарища.
В ходе работы, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не следует раздражаться или тут же подсказывать ребенку. Проявите выдержку и терпение, ласково и настойчиво объясните ребенку трудный материал.
Поощряйте самостоятельность ребенка при выполнении ваших заданий. В ходе обучения не спешите. Материал каждого этапа должен быть тщательно отработан. Помните, что темп освоения чтения индивидуален для каждого ребенка. Рекомендуется проводить обучение чтению исключительно на материале звуков, правильно произносимых детьми. Содержание обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному выявлению и использованию резервов развития ребенка 4-6 лет.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский так определил задачи обучения грамоте:
— приучить глаз и руку ребенка к письму элементов букв;
— приучить слух ребенка к отыскиванию отдельного звука в слове;
— приучить язык ребенка к отчетливому произношению звуков;
— приучить внимание ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
— приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание ребенка разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные...
Схема проезда
Нижний модуль
|
|
|
|
|
|
|
666014 Россия, Иркутская область, Шелеховский район п.Большой Луг ул. Клубная, 24 e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда |
|