МКОУ «Начальная школа – детский сад № 10»
«Утверждаю» «Согласовано» «Согласовано»
Директор НШДС № 10 Зам. директора по УР Руководитель МО
Жукова И.В. Воеводина Н.П. ___________________
__________ ________________ ___________________
«______» ____20__г «___» _________20__ «____»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Экскурсии «Путешествие по родному краю»
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности («научно-познавательного направления)
для обучающихся 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.
Программа разработана учителем технологии
МКОУ НШДС № 10 Жуковой И.В.
2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:
формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
- способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
воспитывать:
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, объем занятий- 210 часов (2 часа в неделю). Программа предполагает проведение регулярных ежемесячных экскурсий со школьниками ( в расчете 4 часа на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
Предусмотренные программой занятия и экскурсии могут проводиться, как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
Первый год |
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
4 |
1 |
3 |
2. |
Экскурсия в областной экологический центр. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Экскурсия в среднее полное образовательное учреждение |
4 |
1 |
3 |
4. |
Экскурсия в школу искусств |
4 |
1 |
3 |
5. |
Экскурсия в хлебопекарню |
4 |
1 |
3 |
6. |
Экскурсия в МКУ «Старт» |
4 |
1 |
3 |
7. |
Поездка в музыкальный театр г.Иркутска |
4 |
1 |
3 |
8. |
Экскурсия на промышленное предприятие |
4 |
1 |
3 |
9. |
Экскурсия на станцию юных техников г.Шелехов |
4 |
1 |
3 |
10. |
Экскурсия в экспериментарий г.Иркутск |
4 |
1 |
3 |
11. |
Подготовка итоговых работ |
20 |
2 |
18 |
12. |
Итоговая конференция и выставка . |
10 |
2 |
8 |
|
Второй год |
|
|
|
1. |
Вводное занятие. |
4 |
1 |
3 |
2. |
Экскурсия по экологической тропе и лесничество п.Большой Луг |
4 |
1 |
3 |
3. |
Экскурсия в городской парк г.Шелехова |
4 |
1 |
3 |
4. |
Экскурсия в музей Тальцы. |
4 |
1 |
3 |
5. |
Экскурсия в музей г.Шелехова |
4 |
1 |
3 |
6. |
Экскурсия на эл. подстанцию |
4 |
1 |
3 |
7. |
Экскурсия на водоканал |
4 |
1 |
3 |
8. |
Экскурсия в амбулаторию п.Большой Луг |
4 |
1 |
3 |
9. |
Экскурсия в музей часов г.Ангарск |
4 |
1 |
3 |
10. |
Экскурсия в ЦРДТЮ г.Шелехова |
4 |
1 |
3 |
11. |
Поездка в кинотеатр «Юность» |
4 |
|
4 |
12. |
Подготовка итоговых работ |
20 |
2 |
18 |
13. |
Итоговая конференция. |
10 |
2 |
8 |
|
Третий год |
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
4 |
1 |
3 |
2. |
Экскурсия в почтовое отделение. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Экскурсия на железнодорожную станцию. |
4 |
1 |
3 |
4. |
Экскурсия в пожарную часть. |
4 |
1 |
3 |
5. |
Экскурсия на промышленное предприятие |
4 |
1 |
3 |
6. |
Экскурсия в социальный приют «Гнездышко» |
4 |
1 |
3 |
7. |
Экскурсия в областной центр Г.Иркутск |
4 |
1 |
3 |
8. |
Экскурсия в православную церковь. |
4 |
1 |
3 |
9. |
Экскурсия в школьный музей СОШ № 8 |
4 |
1 |
3 |
10. |
Экскурсия к мемориальному памятнику героям Великой Отечественной войны п.Большой Луг |
4 |
1 |
3 |
11. |
Экскурсия в музей Победы г. Ангарск |
4 |
1 |
3 |
12. |
Подготовка итоговых работ |
20 |
2 |
18 |
13. |
Итоговая конференция. |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
210 |
42 |
168 |
Содержание курса:
Первый год:
1.Вводное занятие.( 4часа).
Подбор педагогом материалов об администравно-территориальном делении территории России, об окружающем социуме Большелугского городского поселения , о Шелеховском районе, об Иркутской области. Знакомство с понятием « социум», «экономика», «инфраструктура», «занятость населения», «культура и быт», «досуг». Подготовка педагогом вопросов о жизни поселка, района, области. Просмотр фильмов о поселке, презентаций о районе, области. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Практическая работа: Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии, подготовка вопросов к экскурсоводам.
2. Экскурсия в областной экологический центр.(4 часа).
Понятие «экология», «охрана окружающей среды», «роль человека в охране природы». Знакомство с работой экоцентра, с профессиями людей, особенностью деятельности экологического центра. Посещение выставочной экспозиции центра.
Практическая работа: составление отчета об экскурсии. Написание отзывов об экскурсии.
3. Экскурсия в среднюю школу. (4 часа).
Обеспечение программы преемственности в обучении. Развитие социального партнерства между образовательными учреждениями. Совместное спортивно-развлекательное мероприятие с обучающимися школы.
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
4. Экскурсия в школу искусств. (4 часа).
Введение ребят в мир искусства. Знакомство обучающихся со школой искусств, с художественно-эстетическим, с музыкальным и хореографическим отделениями, с работой преподавателей, с выставочными детскими работами. Участие в мастер-классе.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
5. Экскурсия в хлебопекарню. (4 часа).
Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Профессия пекарь, организация и технология изготовления хлеба.
Практическая работа: Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе.
6. Экскурсия в МКУ «Старт». (4 часа).
Встреча с директором муниципального казенного учреждения культурно-спортивный центр «Старт». Рассказ о структуре учреждения, о направлениях работы с детьми, о работе творческих и спортивных объединений на базе учреждения. Развлекательная программа с обучающимися. Просмотр детского фильма.
Практическая работа: Обсуждение фильма. Оформление выставки детских рисунков.
7. Поездка с детьми в музыкальный театр. ( 4 часа).
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры.Просмотр детского музыкального спектакля.
Практическая работа : Мини-сочинение отзыв на просмотренный спектакль.
8. Экскурсия на промышленное предприятие.(4 часа).
Беседа с обучающимися о промышленном производстве, об отраслях промышленности. Посещение одного из промышленных предприятий поселка или района. Продукция промышленного предприятия. Профессии людей, занятых на производстве.
Практическая работа: Выступление учащихся на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
9. Экскурсия на станцию юных техников г.Шелехова. (4 часа).
Беседа с обучающимися о детском техническом творчестве, об организации работы станции юных техников, о направлениях деятельности различных детских творческих объединений. Посещение выставки детского творчества.
Практическая работа : Изготовление модели транспортного средства.
10. Экскурсия в экспериментарий г. Иркутска. ( 4 часа).
Беседа с обучающимися о науке и технике , о научных открытиях и экспериментах, о научных исследованиях ученых, о практической значимости научных открытий. Посещение экспозиции экспериментария.
Практическая работа: Изготовление игрушки-неваляшки с использованием закона физики.
11. Подготовка итоговых работ. ( 20 часов).
Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ.
Практическая работа: Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися.
12. Итоговая конференция. (10 часов).
Защита работ обучающихся. Выставка работ.
Практическая работа: Оформление презентаций и выставки работ.
Ожидаемые результаты :
будут знать:
- историю родного края
- экономику окружающего социума
- различные профессии людей
- способ познания окружающего мира
научатся:
- правилам поведения в обществе
- выделять и обрабатывать нужную информацию
иметь навыки
- общения в открытой общественной среде
- готовности к самостоятельной жизни в окружающем социуме
Формы подведения итогов:
- школьная научно-практическая конференция
- выставка детских рисунков, поделок прикладного творчества, фотоматериалов
- сочинения-отзывы
Схема проезда
Нижний модуль
|
|
|
|
|
|
|
666014 Россия, Иркутская область, Шелеховский район п.Большой Луг ул. Клубная, 24 e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда |
|