РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

МША  «Узнаем, исследуем, творим»

Рабочая    программа   по внеурочной деятельности 

для  младших школьников  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  второго поколения    

Программа разработана учителем- логопедом

МКОУ НШДС № 10 Благодатской Е.М.

2012г

п. Большой Луг

МКОУ « Начальная  школа – детски

Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности " Узнаём, исследуем, творим»  составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" ( Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012).

Рабочая программа «Узнаём, исследуем, творим» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  во 2-4 классах и   направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.

Педагогическая целесообразностьданной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.

       Главная идея проектной деятельности– направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат.

          Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще-учебные навыки:

 

мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

 

исследовательские навыкинаправлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

 

коммуникативные навыкинаправлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.

 

социальные навыкипредполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

 Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе.  Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

 Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Педагогическая целесообразность проектной технологии

 Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Актуальность программыобусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Узнаём, исследуем, творим», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на IIступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель программы:приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

Содержание программы представлено следующими модулями:

«Узнаём» ( 16 ч)

 Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем» (16ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

 «Творим» (18ч)

 Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

 «Представляем» (8ч)

 Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

Ожидаемые результатыосвоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать:

основные особенности проведения исследовательской работы;

что такое информационный проект и практико-ориентированный проект;

методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

правила осуществления самоконтроля;

правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

выбирать пути решения задачи исследования ;

классифицировать предметы, явления и события;

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

осуществлять сотрудничество с взрослыми;

презентовать свою работу, участвовать в обсуждении  коллективной оценочной деятельности;

использовать различные источники информации.

Способы проверкирезультатов освоения программы.

 В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Ожидаемые результатыосвоения программы 3 класса.

Обучающийся будет знать:

основные особенности проведения исследовательской работы;

методы исследования: анкетирование, моделирование;

основы работы с компьютером;

что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;

способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических

процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

 составлять план действий совместного исследования;

собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;

презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;

Способы проверкирезультатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Ожидаемые результатыосвоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать:

основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

общие правила защиты проекта;

правила оформления реферата;

способы хранения информации;

 что такое учебное сотрудничество;

Обучающийся будет уметь:

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

выбирать пути решения задачи исследования ;

составлять план действий совместного коллективного исследования;

адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;
  •  школьная научно – практическая конференция;

 

Литература для учителя.

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.

А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.

Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

 

 

  • Просмотров: 4898

Нижний модуль

 

     

 

 

   

 

 

       

 

     

 

     

 


 
    
 

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

666014 Россия, Иркутская область, 

Шелеховский район

п.Большой Луг ул. Клубная, 24

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда

МКОУ ШР "НШДС №10"

  8 (395 50) 7-35-47

Наш контактный телефон