Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе

  - примерной основной образовательной  программы МКОУ НШДС № 10;

-комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений   В.И.  Ляха (2009г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации;    

-методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

            Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

    Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность  образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать.

 

Общая характеристика занятий

«Час здоровья» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное  развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

«Час здоровья» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место занятий в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40 минут. В первом классе – 33 занятия.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки  и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 «Часа здоровья»

Личностные результаты:

 являются следующие умения:

  • – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • – умение выражать  свои эмоции;
  • – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

                           Метапредметные результаты:

  •  формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • – проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • – учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • –умение оформлять свои мысли в устной форме  
  •  слушать и понимать речь  других;
  • – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • –  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли
  • (лидера исполнителя).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий:

        Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

        В первых классах начальной школы занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю.

 

Содержание занятий и тематическое планирование

 курса «Час здоровья»

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

 

 

Народные игры

 

1

Русская народная игра «У медведя во бору»

   Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

2

 Русская народная игра «Филин и пташка».

   Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

 

3

  Русская народная игра «Горелки».

  Правила игры. Проведение игры.

 

4

  Русская народная игра «Кот и мышь».

  Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

 

5

  Русская народная игра «Блуждающий мяч».

  Правила игры. Проведение игры.

 

6

  Русская народная игра «Лапта»

  Правила игры.  Проведение игры. Эстафета.

 

 

 

Игры на развитие психических процессов.

 

7

   Игры на развитие восприятия.

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам»,  «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

 

8

  Упражнения и игры на внимание

  Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

 

9

   Игры на развитие памяти.

  Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

 

10

   Игры на развитие воображения.

  Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

 

11

  Игры на развитие мышления и речи.

  Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».

 

12

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга»,  «Три характера».

 

 

 

 

Подвижные игры

 

13

   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

  Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.

 

14

  Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

  Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

 

15

   Игра с мячом «Охотники и утки».

  Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

 

16

  Весёлые старты с мячом.

  Гимнастические упражнения. Эстафеты.

 

17

  Игра «Волк во рву»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

 

18

  Весёлые старты со скакалкой

  Комплекс ОРУ со скакалкой.

 

19

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

 Правила игры. Проведение игры.

 

20

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

 Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.

Метание снежков в цель.

 

21

Игра «Белки, волки, лисы».

Правила игры. Проведение игры.

 

22

  Игра «Совушка».

  Правила игры. Проведение игры.

 

23

 Игра «Удочка»

 Игры со скакалкой, мячом.

 

24

Игра «Перемена мест»

 Построение. Строевые упражнения,  перемещение.

 

25

  Игра «Салки с мячом».

  Правила игры. Проведение игры.

 

26

  Игра «Прыгай через ров»

  Совершенствование координации движений.

 

 

 

Спортивные игры

 

27

28

 Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

29

30

 

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

 

31

32

Футбол

Проведение игры.

 

     33

 

Спортивный праздник.

 

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

 

 

 

 

ИТОГО: 33 часа

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

 

 

Спортивный инвентарь:

Мячи

Скакалки

Обручи

Лыжи

Настольные игры:

Шахматы

Шашки

Пазлы

2

2

7

3

              15

7

2

2

10

 

 

3.     Литература

 

1.     Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2.     Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

3.     Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.     Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5.     Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

6.     Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

7.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

8.     Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

9.     Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

10.   Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

11.     Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

12.     Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

13.     Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

14.     Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

 

 

  • Просмотров: 4091

Нижний модуль

 

     

 

 

   

 

 

       

 

     

 

     

 


 
    
 

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

666014 Россия, Иркутская область, 

Шелеховский район

п.Большой Луг ул. Клубная, 24

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда

МКОУ ШР "НШДС №10"

  8 (395 50) 7-35-47

Наш контактный телефон