КОУ «Начальная школа – детский сад № 10»
«Утверждаю» «Согласовано» «Согласовано»
Директор НШДС № 10 Зам.директора по УР Руководитель МО
Жукова И.В. Воеводина Н.П. ___________________
__________ ________________ ___________________
«______» ____20__г «___» _________20__ «____»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Клуб «Азбука содержания животных»
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности («научно-познавательного направления)
для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.
Программа разработана учителем начальных классов
МКОУ НШДС № 10 Шубиной М.И.
2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся разработана для обучающихся 1 класса, возраст – 6,5 - 7 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011. ISBN978-5-09-021779-8и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина «Азбука содержания животных». Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель программы:
1. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.
2. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными. 3. Привитие любви ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
3.Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи программы:
1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.
2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Развивать природные задатки и способности детей.
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Формы и режим занятий клуба:
Программа рассчитана на 33 часа, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 1 час в неделю.
Базовые формы учебных занятий:
1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Занятия - практикум.
5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.
Содержание программного материала:
1-2. Как животные оказались в нашем жилище?
Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
3. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
4-5. Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
6. Практическая работа: конкурс эрудитов- любителей животных.
7-9. Собаки – самые верные друзья человека.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
10. Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.
11-13. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
14. Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
15-16. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Животные в цирке.
17-19. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.
20-21.Что нужно птице для хорошего самочувствия.
Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
22.Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.
23-24. Взрослые, которые всегда готовы помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
25.Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
26-27. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
28-29. Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.
30. Итоговое занятие.
31. Подведение итогов занятий.
32-33. Практические работы: проведение выставки или презентаций.
№ п/п |
Дата |
Тема занятий |
Содержание занятий |
1. |
|
Как животные оказались в нашем жилище. |
Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные.
|
2. |
|
Как животные оказались в нашем жилище?
|
Животные-помощники. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. |
3.
|
|
Как животные оказались в нашем жилище?
|
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. |
4. |
|
Почему мы любим животных. |
Как животные оказались в нашем жилище?
|
5. |
|
Почему мы любим животных?
|
Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье, нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. |
6. |
|
Почему мы любим животных?
|
Практическая работа: конкурс эрудитов - любителей животных.
|
7. |
|
Собаки – самые верные друзья человека.
|
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. |
8. |
|
Собаки – самые верные друзья человека.
|
Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. |
9. |
|
Собаки – самые верные друзья человека.
|
Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. |
10. |
|
Собаки – самые верные друзья человека.
|
Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.
|
11. |
|
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
|
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. |
12. |
|
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
|
Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. |
13. |
|
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
|
Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. |
14. |
|
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
|
Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой. |
15. |
|
Школа для ваших любимцев.
|
Как приучить собак и кошек к чистоплотности. |
16. |
|
Школа для ваших любимцев. |
Основы воспитания и дрессировки животных. Животные в цирке. |
17. |
|
Пернатая радуга в комнате.
|
Основы содержания комнатных птиц. |
18. |
|
Пернатая радуга в комнате.
|
Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. |
19. |
|
Пернатая радуга в комнате.
|
Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. |
20. |
|
Что нужно птице для хорошего самочувствия. |
Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. |
21. |
|
Что нужно птице для хорошего самочувствия. |
Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. |
22. |
|
Что нужно птице для хорошего самочувствия. |
Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.
|
23. |
|
Взрослые, которые всегда готовы помочь.
|
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. |
24. |
|
Взрослые, которые всегда готовы помочь.
|
Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных. |
25. |
|
Взрослые, которые всегда готовы помочь.
|
Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. Посещение ветеринарной клиники |
26. |
|
Мы в ответе за тех, кого приручили.
|
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. |
27. |
|
Мы в ответе за тех, кого приручили.
|
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. |
28. |
|
Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц. |
Рисование с натуры. |
29. |
|
Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.
|
Приёмы фотографирования. |
30.
|
|
Итоговое занятие. |
|
31. |
|
Подведение итогов занятий. |
Праздник «Наши любимцы». |
32. |
|
Практические работы: проведение выставки или презентаций |
Выставка рисунков. |
33. |
|
Практические работы: проведение выставки или презентаций.
|
Фотомонтаж «Эти забавные животные». |
Предполагаемые результаты реализации программы:
Приобретение школьниками знаний:
о правилах содержания животных;
о принятых в обществе нормах отношений к природе и животным.
Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
Развитиеценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, животным. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства.
Список литературы
1. Дрийверова М.У. У нас дома животные / М.У.Дрийверова. – М., 1995.
2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э.С.Жердев. – М., 1988.
3. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В.Круковер. – М., 1998.
4. Пайерс Х. Кошка / Х.Пайерс. – М., 1997.
5. Романова Н. Дайте кошке слово / Н.Романова. – М., 1996.
6. Старк К. Кошки и котята / К.Старк. – М., 1999.
7. Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.
8. Ясвин В.А. Азбука содержания животных / В.А.Ясвин, М.Ф.Пупиньш. – М., 2001.
9. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Схема проезда
Нижний модуль
|
|
|
|
|
|
|
666014 Россия, Иркутская область, Шелеховский район п.Большой Луг ул. Клубная, 24 e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда |
|