Российская Федерация

Иркутская область

Шелеховский муниципальный район

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Шелеховского района

«Начальная школа - детский      сад № 10»

пос.Большой Луг, ул. Клубная, 24

 

 Принята                                                                   Утверждаю

на педагогическом совете                                     Директор МКОУ НШДС № 10

от « 28 » мая 2012 г                                                 Жукова И.В._______________        протокол №2                   

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

на 2011-2015 гг.

 

п. Большой Луг

 2011г

 

 СОДЕРЖАНИЕ:

      Нормативно-правовая и документальная основа

1.   Пояснительная записка

2.    Цель и задачи

          3.    Принципы программы

          4.    Направления реализации программы

          5.    Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям

          6.    Содержание воспитательной деятельности

          6.1. Виды внеурочной деятельности

          6.2. Методы и средства внеурочной деятельности

          7.    Условия реализации программы

          7.1. Кадровое обеспечение

          7.2. Материально-техническое обеспечение

            8.   Внеурочная   деятельность согласно ФГОС на 2011-2015 уу.год

          9.  Содержание воспитательной деятельности

          10.  Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
                 и дополнительного образования

           11.  Формы оценки

         12.  Ожидаемые результаты реализации программы        

          

 

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция зам. директора по учебно- воспитательной работе.
  • Должностная инструкция  учителя
  • Должностная инструкция классного руководителя.

 

1. Пояснительная записка

  Школа после уроков- это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений , своего «Я».  Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка  занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения детей одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

          Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности младшего школьника.

         Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию  интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: гражданско-патриотическая, научно-познавательная, спортивно-оздоровительная, общественно-полезная, художественно-эстетическая – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

          Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме  кружков и секций, экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов. Предусмотрены и такие как утренники,  викторины, праздничные мероприятия, классные часы, интеллектуальные и спортивные турниры,  олимпиады, соревнования, поисковые и опытнические исследования и т.д.Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии обучающихся. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

          Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого обучающегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

      В 1 классе только 1 час, отведенный на внеурочную деятельность,  учитывается при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся и является обязательны для финансирования.Остальные часы

( как в 1, так и в других классах) , отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся,  но  являются обязательными для финансирования.

Школа будет работать по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

  1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

2.     Цель и задачи

Цельвнеурочной деятельности: создавать условия в школе и за её пределами для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи внеурочной деятельности:

  •     выявить интересы, склонности, способности, возможности  обучающихся к различным видам деятельности;
  •      создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        организовать общественно-полезную и культурно- досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся;

·         формировать навыки позитивного общения;

·         развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·        воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

·         развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

  • создавать  условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  • совершенствовать  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  • углублять содержание, формы и методы занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

3. Принципы программы:

  •  Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  •  Принцип научной организации
  •  Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  •  Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  •  Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  •  Принцип личностно-деятельностного подхода
  •  Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  •  Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  •  Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  •  Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

4. Направления реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий.

3.  Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

4.  Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

5.  Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное

2. Духовно – нравственное

3. Общеинтеллектуальное

4. Общекультурное

5. Социальное

 

Программа организации внеурочной  деятельности

     

Классы

Направления

I

II

Всего

Спортивно-оздоровительное

1

1

2

Духовно – нравственное

2

1

3

Общеинтеллектуальное

1

2

3

Общекультурное

 

1

1

2

Социальное

2

2

4

Итого

7

7

14

 

Распределение времени по каждому направлению в год:

     

Классы

Направления

Всего

Спортивно-оздоровительное

33

34

34

101

Духовно – нравственное

66

34

34

134

Общеинтеллектуальное

33

68

68

169

Общекультурное

 

33

34

34

101

Социальное

66

68

68

202

Итого

231

238

238

707

 

 

  1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

 

  1. Спортивно-оздоровительное:
  2. Работа по программе «Час здоровья» -1 класс.

2 класс

  • прогулки и подвижные игры в ГПД;
  • организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов» внутришкольных спортивных соревнований;
  • проведение бесед по охране здоровья;
  • применение на уроках игровых моментов, физкультминуток
  • секция ОФП, кружок  «Ритмика»;
  • кружок «Здоровейка»
  • участие в  спортивных соревнованиях;
  • школьная зимняя олимпиада.

 

2. Духовно- нравственное:

  • встречи с ветеранами Вов, тружениками тыла
  • выставки рисунков;
  • классные часы, беседы нравственного и духовно- нравственного содержания;
  • кружок «Наш театр», кружок «Азбука содержания животных»

 

  3. Общеинтеллектуальное:       

  • предметные декадник;
  • библиотечные уроки;
  • конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
  • школьная научно- практическая конференция «Золотая пчёлка»;
  • математический кружок «Путешествие в Числяндию», факультатив «»Узнаем, исследуем, творим»

 

  4. Общекультурное:

  • экскурсии в музеи, целевые прогулки, поездки в ТЮЗ, музыкальный  театр, цирк;
  • конкурсы рисунков, поделок, стенгазет, плакатов, новогодних игрушек;
  • кружок «Умелые руки», кружок «Художественное конструирование»

 

5. Социальное:

  • проведение субботников;
  • поделки для ветеранов, родителям.
  • разведение комнатных цветов.
  • акция «Очистим реку Олху от мусора».
  • декадник «Весенняя неделя добра»
  • оказание помощи детям из малообеспеченных семей, и оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • кружок «Юный инспектор дорожного движения», факультативные занятия «Путешествие по родному краю», занятия по психологии «Тропинка к своему Я»

 6. Содержание воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:

· гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

· социальной активности;

· представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

· приобщение к системе культурных ценностей;

· трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

· экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

·эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·   организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

  ·  навыков здорового образа жизни.

6.1. Виды внеурочной деятельности:

· игровая деятельность;

· познавательная деятельность;

·проблемно-ценностное общение;

· досугово- развлекательная деятельность;

·художественное творчество;

· социальное творчество;

·  трудовая деятельность;

· спортивно-оздоровительная деятельность;

6.2. Методы и средства внеурочной деятельности

 – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

·    беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

·   упражнение;

·   поручения детям подготовить сообщения;

  • проект;

·   методы игры в различных вариантах;

·    составление плана и т.д.

Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.

7.     Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности;
  • кадровое обеспечение программы;
  • методическое обеспечение программы;
  • педагогические условия;
  • материально-техническое обеспечение.

7.1. Кадровое обеспечение:

          В реализации программы участвуют:

  • педагоги начальной школы, реализующие программу;
  • обучающиеся 1-2 классов
  • родители
  • библиотекарь
  • педагоги дополнительного образования СЮТ, экологического музея, культурно-спортивного центра  «Старт».

 

7.2. Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры, ноутбуки,
  • телевизор,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • синтезатор
  • спортивное оборудование.

 

8. Внеурочная   деятельность согласно ФГОС

на 2012-2013  учебный год

Направление

деятельности

Класс

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Ф.И.О. учителя

Спортивно-оздоровительное

2А,2Б

1

 Занятия по формированию ЗОЖ «Здоровейка»

Полякова Т.Г.

Духовно – нравственное

1А, 2А,2Б

2

Театральная студия «Золотой ключик»

 

Стребкова Н.В.

1

Клуб  «Азбука содержания животных»

Шубина Н.П.

Общеинтеллектуальное

1А,2А,2Б

2

Математический кружок «Путешествие в Числяндию»

 Васьковская М.В.

2А,2Б

1

МША  «Узнаем, исследуем, творим»

Благодатская Е.М

Общекультурное:

1А,2А,2Б,

2

Кружок «Умелые руки»

Килина И.В

Социальное:

2А,2Б

2

 Экскурсии «Путешествие по родному краю»

Жукова И.В.

1

 

Общество ЮИД «Юный инспектор дорожного движения»

Шубина М.И.

1 А,

2А,2Б

2

Психологические занятия  «Тропинка к своему Я»

Чопюк Н.Ю

ИТОГО:

 

14 ч

 

 

                                           

Внеурочная деятельность.

 

Направление

деятельности

Количество часов в неделю  на 1 обучающегося

Общее количество

часов на одного педагога

классы

 

Спортивно-

  оздоровительное:

 

 

 

 

 

Занятия по формированию ЗОЖ «Здоровейка»

 

1

1

1

Духовно – нравственное

 

 

 

 

Театральная студия «Золотой  ключик»

1

1

1

2

Клуб  «Азбука содержания животных»

1

 

 

1

Общеинтеллектуальное

 

 

 

 

Математический кружок «Путешествие в Числяндию»

1

1

1

2

МША  «Узнаем, исследуем, творим»

 

1

1

1

Общекультурное:

 

 

 

 

Кружок «Умелые руки»

1

1

1

2

Социальное:

 

 

 

 

Экскурсии  «Путешествие по родному краю»

 

1

1

2

Общество  ЮИД «Юный инспектор дорожного движения»

1

 

 

1

Психологические занятия  «Тропинка к своему Я»

1

1

1

2

Итого

6

7

7

14

 

9 .Содержание воспитательной деятельности:

  • приобщение к системе культурных ценностей;
  • воспитание трудолюбия;
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • организационной культуры, активной жизненной позиции лидерских качеств, организаторских умений и навыков
  • навыков здорового образа жизни.

 

10. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
и дополнительного образования

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

11. Формы оценки

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценивания, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.

12. Ожидаемые результаты реализации программы

           Увеличение числа младших школьников, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

  Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

           В НШДС созданы оптимальные условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы  по данному направлению призвана предоставить возможность:

  • свободного выбора обучающимися программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
  • помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
  • стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
  • быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

 

 

 

Нижний модуль

 

     

 

 

   

 

 

       

 

     

 

     

 


 
    
 

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

666014 Россия, Иркутская область, 

Шелеховский район

п.Большой Луг ул. Клубная, 24

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда

МКОУ ШР "НШДС №10"

  8 (395 50) 7-35-47

Наш контактный телефон