Российская Федерация
Иркутская область
Шелеховский муниципальный район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Шелеховского района
«Начальная школа - детский сад № 10»
пос.Большой Луг, ул. Клубная, 24
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор МКОУ НШДС № 10
от « 28 » мая 2012 г Жукова И.В._______________ протокол №2
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
на 2011-2015 гг.
п. Большой Луг
2011г
СОДЕРЖАНИЕ:
Нормативно-правовая и документальная основа
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи
3. Принципы программы
4. Направления реализации программы
5. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
6. Содержание воспитательной деятельности
6.1. Виды внеурочной деятельности
6.2. Методы и средства внеурочной деятельности
7. Условия реализации программы
7.1. Кадровое обеспечение
7.2. Материально-техническое обеспечение
8. Внеурочная деятельность согласно ФГОС на 2011-2015 уу.год
9. Содержание воспитательной деятельности
10. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
и дополнительного образования
11. Формы оценки
12. Ожидаемые результаты реализации программы
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция зам. директора по учебно- воспитательной работе.
- Должностная инструкция учителя
- Должностная инструкция классного руководителя.
1. Пояснительная записка
Школа после уроков- это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений , своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения детей одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности младшего школьника.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: гражданско-патриотическая, научно-познавательная, спортивно-оздоровительная, общественно-полезная, художественно-эстетическая – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков и секций, экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов. Предусмотрены и такие как утренники, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, интеллектуальные и спортивные турниры, олимпиады, соревнования, поисковые и опытнические исследования и т.д.Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии обучающихся. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого обучающегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В 1 классе только 1 час, отведенный на внеурочную деятельность, учитывается при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся и является обязательны для финансирования.Остальные часы
( как в 1, так и в других классах) , отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Школа будет работать по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
2. Цель и задачи
Цельвнеурочной деятельности: создавать условия в школе и за её пределами для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· организовать общественно-полезную и культурно- досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся;
· формировать навыки позитивного общения;
· развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
· развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- совершенствовать системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- углублять содержание, формы и методы занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
3. Принципы программы:
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
- Принцип научной организации
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
- Принцип личностно-деятельностного подхода
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
4. Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
4. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
5. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно – нравственное
3. Общеинтеллектуальное
4. Общекультурное
5. Социальное
Программа организации внеурочной деятельности
Классы Направления |
I |
II |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
1 |
1 |
2 |
Духовно – нравственное |
2 |
1 |
3 |
Общеинтеллектуальное |
1 |
2 |
3 |
Общекультурное
|
1 |
1 |
2 |
Социальное |
2 |
2 |
4 |
Итого |
7 |
7 |
14 |
Распределение времени по каждому направлению в год:
Классы Направления |
1А |
2А |
2Б |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
33 |
34 |
34 |
101 |
Духовно – нравственное |
66 |
34 |
34 |
134 |
Общеинтеллектуальное |
33 |
68 |
68 |
169 |
Общекультурное
|
33 |
34 |
34 |
101 |
Социальное |
66 |
68 |
68 |
202 |
Итого |
231 |
238 |
238 |
707 |
- Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- Работа по программе «Час здоровья» -1 класс.
2 класс
- прогулки и подвижные игры в ГПД;
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов» внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
- применение на уроках игровых моментов, физкультминуток
- секция ОФП, кружок «Ритмика»;
- кружок «Здоровейка»
- участие в спортивных соревнованиях;
- школьная зимняя олимпиада.
2. Духовно- нравственное:
- встречи с ветеранами Вов, тружениками тыла
- выставки рисунков;
- классные часы, беседы нравственного и духовно- нравственного содержания;
- кружок «Наш театр», кружок «Азбука содержания животных»
3. Общеинтеллектуальное:
- предметные декадник;
- библиотечные уроки;
- конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- школьная научно- практическая конференция «Золотая пчёлка»;
- математический кружок «Путешествие в Числяндию», факультатив «»Узнаем, исследуем, творим»
4. Общекультурное:
- экскурсии в музеи, целевые прогулки, поездки в ТЮЗ, музыкальный театр, цирк;
- конкурсы рисунков, поделок, стенгазет, плакатов, новогодних игрушек;
- кружок «Умелые руки», кружок «Художественное конструирование»
5. Социальное:
- проведение субботников;
- поделки для ветеранов, родителям.
- разведение комнатных цветов.
- акция «Очистим реку Олху от мусора».
- декадник «Весенняя неделя добра»
- оказание помощи детям из малообеспеченных семей, и оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- кружок «Юный инспектор дорожного движения», факультативные занятия «Путешествие по родному краю», занятия по психологии «Тропинка к своему Я»
6. Содержание воспитательной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:
· гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
· социальной активности;
· представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· приобщение к системе культурных ценностей;
· трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
· экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
·эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
· организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
· навыков здорового образа жизни.
6.1. Виды внеурочной деятельности:
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность;
·проблемно-ценностное общение;
· досугово- развлекательная деятельность;
·художественное творчество;
· социальное творчество;
· трудовая деятельность;
· спортивно-оздоровительная деятельность;
6.2. Методы и средства внеурочной деятельности
– это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
· беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
· упражнение;
· поручения детям подготовить сообщения;
- проект;
· методы игры в различных вариантах;
· составление плана и т.д.
Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.
7. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- педагогические условия;
- материально-техническое обеспечение.
7.1. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагоги начальной школы, реализующие программу;
- обучающиеся 1-2 классов
- родители
- библиотекарь
- педагоги дополнительного образования СЮТ, экологического музея, культурно-спортивного центра «Старт».
7.2. Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры, ноутбуки,
- телевизор,
- медиапроектор,
- экран,
- синтезатор
- спортивное оборудование.
8. Внеурочная деятельность согласно ФГОС
на 2012-2013 учебный год
Направление деятельности |
Класс |
Кол-во часов в неделю |
Вид деятельности |
Ф.И.О. учителя |
Спортивно-оздоровительное |
2А,2Б |
1 |
Занятия по формированию ЗОЖ «Здоровейка» |
Полякова Т.Г. |
Духовно – нравственное |
1А, 2А,2Б |
2 |
Театральная студия «Золотой ключик»
|
Стребкова Н.В. |
1А |
1 |
Клуб «Азбука содержания животных» |
Шубина Н.П. |
|
Общеинтеллектуальное |
1А,2А,2Б |
2 |
Математический кружок «Путешествие в Числяндию» |
Васьковская М.В. |
2А,2Б |
1 |
МША «Узнаем, исследуем, творим» |
Благодатская Е.М |
|
Общекультурное: |
1А,2А,2Б, |
2 |
Кружок «Умелые руки» |
Килина И.В |
Социальное: |
2А,2Б |
2 |
Экскурсии «Путешествие по родному краю» |
Жукова И.В. |
1А |
1 |
Общество ЮИД «Юный инспектор дорожного движения» |
Шубина М.И. |
|
1 А,2А,2Б |
2 |
Психологические занятия «Тропинка к своему Я» |
Чопюк Н.Ю |
|
ИТОГО: |
|
14 ч |
|
|
Внеурочная деятельность.
Направление деятельности |
Количество часов в неделю на 1 обучающегося |
Общее количество часов на одного педагога |
||
классы |
1а |
2а |
2б |
|
Спортивно- оздоровительное:
|
|
|
|
|
Занятия по формированию ЗОЖ «Здоровейка» |
|
1 |
1 |
1 |
Духовно – нравственное |
|
|
|
|
Театральная студия «Золотой ключик» |
1 |
1 |
1 |
2 |
Клуб «Азбука содержания животных» |
1 |
|
|
1 |
Общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
Математический кружок «Путешествие в Числяндию» |
1 |
1 |
1 |
2 |
МША «Узнаем, исследуем, творим» |
|
1 |
1 |
1 |
Общекультурное: |
|
|
|
|
Кружок «Умелые руки» |
1 |
1 |
1 |
2 |
Социальное: |
|
|
|
|
Экскурсии «Путешествие по родному краю» |
|
1 |
1 |
2 |
Общество ЮИД «Юный инспектор дорожного движения» |
1 |
|
|
1 |
Психологические занятия «Тропинка к своему Я» |
1 |
1 |
1 |
2 |
Итого |
6 |
7 |
7 |
14 |
9 .Содержание воспитательной деятельности:
- приобщение к системе культурных ценностей;
- воспитание трудолюбия;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции лидерских качеств, организаторских умений и навыков
- навыков здорового образа жизни.
10. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
и дополнительного образования
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
11. Формы оценки
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценивания, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.
12. Ожидаемые результаты реализации программы
Увеличение числа младших школьников, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В НШДС созданы оптимальные условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора обучающимися программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Схема проезда
Нижний модуль
|
|
|
|
|
|
|
666014 Россия, Иркутская область, Шелеховский район п.Большой Луг ул. Клубная, 24 e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | Карта проезда |
|